Исследовательский центр Charta Caucasica
      Главная / Новости
Новости
Статьи
Беслан
Краеведение
Хронология
Статистика
Документы
Паноптикум
Юмор и сатира
Фотогалерея
О нас
 

СКК: промежуточный финиш?

Версия для печати Версия для печати
23.10.2006 

Очередное, 51 заседание Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта прошло во Владикавказе. И не смотря на то, что в результате первого раунда нынешнего заседания (17-18 августа) стороны не пришли к компромиссу ни по одному из заявленных вопросов, перед началом диалога во Владикавказе мы все же надеялись на то, что столица Северной Осетии и в этот раз выступит в качестве удачной площадки для более результативных переговоров. Во всяком случае, надежду вселяли слова приветствий, адресованных сопредседателями друг другу и всем присутствующим, которыми и было открыто заседание.

Опыт наблюдения за работой СКК подсказывал, что встречи здесь могли стать как признаком значительных успехов и продвижения, так и кризиса в процессе урегулирования. Это обстоятельство подчеркивает и то, что Северная Осетия является важнейшим участником и сторонником урегулирования всего комплекса осетино-грузинских отношений.

В приветственном слове к собравшимся участникам СКК сопредседатель от Северной Осетии и практически хозяин встречи Мурат Тхостов подчеркнул: "СКК должна оставаться важным и действенным ресурсом для диалога сторон, нахождения общих согласованных решений. Приоритеты подсказывает сама ситуация в зоне конфликта: практически каждый день мы наблюдаем инциденты то по одному, то по другому поводу. Мы находимся в фазе острого кризиса доверия между сторонами. Именно восстановление доверия между представителями сторон в конфликте, как единственного подлинного формата процесса урегулирования, представляется нашей главной заботой сегодня. Без доверия никакой прочий формат не будет работать и не сможет стать основой устойчивого урегулирования".

Хотелось бы обратить внимание на то, что роль Осетии, являющейся связующим звеном между Россией и Грузией, очевидна, это исторический и геополитический факт. Так же очевидна и роль России в осетинских делах. Во всей проблематике урегулирования грузино-осетинских отношений она, естественно, не может быть заменена никакой другой стороной. Очень важный нюанс - конфликт имеет объективно трансграничный, а не внутриполитический характер. Было бы глупо отрицать, что два народа имеют общую, и достаточно продолжительную историю добрососедства. Пожалуй, можно сказать с уверенностью, что у простых рядовых граждан по обе стороны нет какого-то враждебного настроя в отношении друг друга.

Однако, поведенческая политика грузинских послов, мягко говоря, вызвала впечатление полного непонимания самоочевидных вещей и нежелания вести конструктивный диалог. Как заявил сопредседатель СКК от югоосетинской стороны Борис Чочиев, сопредседатель от Грузии Мераб Антадзе "отказался обсуждать итоговый протокол заседания и заявил, что Грузия выходит из состава из четырехстороннего формата комиссии". Ленты информационных агентств доносили до сведения общественности и заявление посла по особым поручениям МИД РФ Юрия Попова. Который в свою очередь считает, что заседание закончилось безрезультатно, - "из-за отсутствия гибкости в позиции грузинской стороны, - он так же добавил, - Тбилиси настаивает на фактическом прекращении совместной работы в формате СКК, переносе переговорного процесса на двустороннюю основу (Грузия - Южная Осетия) под эгидой ОБСЕ, участии США, Еврокомиссии и России".

Понятно, что конфликт, в который вовлечены осетинский и грузинский народы, прежде всего носит политический, а не национальный характер. К сожалению, на сегодняшний день Тбилиси видит работу СКК исключительно как механизм, призванный помогать Грузии в восстановлении юрисдикции над Южной Осетией. Таким образом, Грузия демонстрирует свои "возможности" относительно изменения формата работы комиссии, а так же "смелые", но далеко не адекватные критические суждения по работе СКК.

Развивая эту мысль, мы обратились за разъяснением к Мурату Тхостову. В частности, он сказал: "На данном этапе, например, одна из сторон фактически отзывает свою подпись под решением о разработке совместной программы урегулирования конфликта, т.е. вычеркивает из нашей - совместной истории несколько месяцев кропотливого труда и с трудом найденных компромиссов. Для меня не понятно, как мы начинаем новый этап высокой исполнительской дисциплины с неисполнения свежепринятого нами же решения? Какие могут быть основания для отказа от такого важного решения? Требования изменения формата не кажутся сколько-нибудь обоснованными, серьезными аргументами, кроме явного нежелания грузинской стороны работать в таком формате. По всей видимости, за таким желанием стоит что-то еще, кроме объяснимого и разделяемого всеми нами недовольства недостаточной эффективностью при реализации принимаемых решений. Не может быть наложено вето на обсуждение каких-либо вопросов. Я не исключаю, что однажды мы в таком или ином составе будем обсуждать вопрос об изменении формата, но только тогда, когда мы будем руководствоваться общей объективной убежденностью в том, что такие изменения назрели, а не продиктованы волей одной из сторон, тем более в отсутствие консенсуса по этому вопросу. Мне кажется, несколько натянутым, искусственно объединить в пакет совершенно разные вопросы о совершенствовании нашей работы и о разработке совместной программы мирного урегулирования".

Между тем, приоритетами урегулирования, которые должны принять все стороны - участницы диалога, являются проблемы рядовых граждан, простых людей. И складывается впечатление, что необходимость создания таких политических и правовых условий, при которых люди могли бы свободно сосуществовать, очевидна всем, кроме Тбилиси. Безопасность, нормальный режим границы, создание благоприятного политического фона для повседневной жизни являются приоритетными вопросами.

Напомним, что нынешний формат процесса урегулирования, а именно то, что в диалоге представлены четыре стороны имеющие право голоса в работе СКК, определен Сочинским соглашением 1992 года. Вот тут можно смело утверждать, что в свое время подписание этого соглашения представителями Грузии, России, Южной и Северной Осетии воспрепятствовало вооруженным столкновениям в зоне конфликта. В итоге, общими усилиями сторон, кровопролитное межэтническое противостояние было остановлено. И в то время, когда Москва, Владикавказ и Цхинвал выступают за сохранение нынешнего четырехстороннего формата, как оправдавшего себя, и получившего оценки, выдержанные в превосходной степени, не только от вовлеченных в конфликт сторон, но и от мирового сообщества, Тбилиси все больше и больше чувствует себя скованным Сочинским форматом.

Видимо, предчувствуя тяжелый ход дискуссии, председательствующий обратился к коллегам с просьбой конструктивно подойти к вопросу о миротворческой операции в зоне конфликта: "Надеюсь также, что мы сможем избежать практики ритуальных обвинений в адрес миротворцев. Все последние инциденты, я имею в виду, в частности, подрывы на минах, это - следствие дефицита поддержки миротворцам, в данном случае - их усилий по разминированию местности в зоне конфликта. Прошу помнить, что большая часть жертв этой минной войны - это сами миротворцы, пострадавшие во имя обеспечения безопасности мирного населения". Однако, после жесткой и - по некоторым оценкам - не во всем справедливой критики в адрес командующего Смешанными силами по поддержанию мира генерала Кулахметова, сопредседатель от Грузии Мераб Антадзе заявляет о необходимости замены российских миротворцев американскими, английскими и французскими солдатами.

При этом он привычно подтвердил, что грузинская сторона считает возможным решение конфликта исключительно мирными путями. Но меморандум о неприменении силы в зоне конфликта противоречивая грузинская сторона подписать все-таки отказалась. По словам Бориса Чочиева, требования Тбилиси невыполнимы, и Южная Осетия никогда не согласится с ними. "Мы уверены, что международное сообщество даст соответствующую оценку неконструктивной позиции грузинской стороны, направленной на эскалацию ситуации в зоне конфликта", - сказал он.

Несмотря на противоположные позиции участников встречи и неподписание протокола владикавказского заседания СКК, стороны высказались за продолжение переговорного процесса. Остается надеяться, что в дальнейшем он будет более эффективным. Кстати, Совет безопасности ООН единогласно одобрил предложенный Россией проект резолюции, продлевающей на шесть месяцев срок пребывания в Грузии миссии ООН, и призывающей Тбилиси воздерживаться от провокационных заявлений и действий.

+Мы каждый раз с надеждой ждем очередных заседаний и диалогов в рамках СКК. Хочется верить, что у этого конфликта в отличие от тех, что выросли на фоне проблемного соседства, шансов на благополучное разрешение больше. Предстоит еще много думать над тем, как создать простым гражданам возможность развивать свои отношения. Но, пожалуй, самое главное - не допустить, чтобы какие-либо политические обязательства или прожекты спровоцировали новые беды в процессе преодоления конфликта. От СКК мы ждем того, чтобы совместной работой они смогли не допустить ситуаций, ведущих к различным гуманитарным и политическим кризисам. Мы видим сегодня яркие иллюстрации того, как нельзя решать конкретные экономические проблемы, на примере Приднестровья, и к каким неотвратимым пагубным последствиям приводит ошибочная политика национальных правительств на примере Косово.

Динара Кочиева.

( Газета "Слово", 126 (9753), 21 октября , 2006г)

Возврат к списку новостей




 
04.04.2011  Россия удовлетворена отказом Гаагского суда рассматривать жалобу Грузии
02.03.2010  Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с президентом Республики Северная Осетия-Алания Т.Д.Мамсуровым
24.02.2010  Хаджимба: Нельзя винить одного Саакашвили
04.02.2010  Чиновников Северной Осетии обучат работе в Интернете
01.06.2009  Явка на выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия составила 81,93%. В Парламент прошли три политические партии.
06.02.2009  Грузия попросила у Украины запрещенные мины-ловушки
29.10.2008  ЕС предлагает направить часть донорской помощи Грузии в Южную Осетию
29.10.2008  Начальник ОШ ВС Грузии рассказал о событиях августа
29.10.2008  Для безопасности в Ю.Осетии и Абхазии нужны бригады войск - МИД РФ
29.10.2008  Южная Осетия выплатила Грузии задолженность за газ
© 2006 Исследовательский центр Charta Caucasica