На главную страницу Логотип компании

Меморандум народа Южной Осетии государствам Антанты. – Декабрь 1918 – январь 1919 г.


09.08.2008 

Меморандум народа Южной Осетии государствам Антанты. – Декабрь 1918 – январь 1919 г. (Архив Юго-Осетинского научно-исследовательского института, ф. 1, оп. 3, арх. 28, л. 61-63 ) Публикуется в переводе с французского оригинала.

Меморандум народа Южной Осетии,
адресованный Миссиям держав Антанты в Закавказье


С политической точки зрения, до завоевания русскими Кавказа Осетия имела строго демократическое государственное устройство.

Внушавшие когда-то страх – в те времена, когда они жили в степях Предкавказья, – осетины были постепенно вытеснены в горы Кавказа; сначала под давлением народов, пришедших из Азии, затем под натиском русских, татар и кабардинцев они были загнаны в теснины ущелий, откуда продолжали бороться против своих врагов, закрывавших им выход на их древнюю территорию. Именно в этом состоянии Осетию нашла Россия, окончательно завоевав Кавказ.

С завоеванием Кавказа русскими осетины получили возможность с их помощью выйти на север, на свою прежнюю территорию – Владикавказскую равнину.

На юге границы Осетии простирались до Горийской равнины и иногда, в различные исторические эпохи, доходили почти до города Гори.

С топографической точки зрения, Осетия разделена цепью главных кавказских гор на две части: северную и южную. Однако этот барьер, созданный природой, не настолько серьезен, чтобы когда бы то ни было он мог служить препятствием для самого тесного союза двух частей Осетии, – объяснение в том, что через Главный хребет, отделяющий Южную Осетию от Северной, проходит множество горных троп, которые позволяют осетинам, живущим компактно и на небольшом расстоянии друг от друга на обоих склонах хребта, поддерживать отношения круглый год. Так, уже во времена российской власти на Кавказе в 1840 – 1860-е гг. значительная часть Северной Осетии входила в состав округа Южной Осетии, а сейчас Трусовское ущелье и Коби, расположенные на северном склоне хребта, входят составной частью в Тифлисскую губернию, что служит лучшим доказательством того несомненного факта, что горная цепь отнюдь не представляет серьезного препятствия для взаимного сообщения населения двух Осетий (Северной и Южной). Более того, если иметь в виду, что 1) в настоящее время активно идет строительство шоссейной дороги, которая пересечет горные переходы в направлении Цхинвали – Зарамаг, дороги, строительство которой должно быть завершено самое позднее летом текущего года, 2) стоит на повестке дня строительство кавказской железной дороги, которая пересечет горы, проходя через Осетию, то становится очевидным, что реализация этих двух предприятий навсегда решит вопрос природных препятствий между Северной и Южной Осетией. Не имевшие, по правде говоря, серьезного природного препятствия для сообщения, Северная и Южная Осетия всегда, в действительности, находились в самой тесной национальной и экономической связи.

После великой революции в России, ввиду необоснованных притязаний новой Грузинской Республики, Южная Осетия на всех своих национальных съездах категорически подчеркивала в своих резолюциях, что она видит себя объединенной только с Северной Осетией и ни с кем другим и что она не допускает мысли о том, что национальный организм Осетии может быть разорван надвое под давлением внешних сил вопреки воле народа. Осетины прекрасно сознают, что разделение Осетии на две части обрекает их на быструю и неминуемую гибель. И если, несмотря на это, на пятом съезде, состоявшемся в августе прошлого года, Южная Осетия под давлением грузино-германской военной силы была вынуждена принять резолюцию о временном и условном объединении с Грузией на принципах широкой территориальной автономии, то сейчас, с приходом на Кавказ союзников, этой военной силы более не существует, и Южная Осетия на своем шестом съезде аннулирует вынужденное решение пятого съезда и во всеуслышание провозглашает, что она является частью единой и неделимой Осетии и не желает объединения с Грузией. Осетины считают, что объединение с Грузией было бы актом, который не только несправедлив с политической точки зрения и служил бы провоцированию постоянных конфликтов, но и необоснован с точки зрения культуры: несмотря на то, что эта последняя проникла в Осетию значительно позже, чем в Грузию, образованных людей в Осетии нисколько не меньше, чем в Грузии. В том же, что касается материальной культуры, Осетия, в отличие от Грузии, уже давно заимствовала европейские орудия труда: так, земля обрабатывается не мотыгой, а плугом современного типа, а свист паровых молотилок показывает, что осетины умеют ценить достижения науки и знают стоимость времени, вот почему они убеждены, что объединение Осетии с Грузией было бы для осетин шагом назад. Осетины тем более имеют право аннулировать решение пятого съезда, поддержавшего объединение с Грузией, что этот акт так никогда и не был формально реализован. Разработка конституционного договора и представление его для совместного уверждения были остановлены самими осетинами. Таким образом, до настоящего времени между двумя нациями не существует никакого формального соглашения, касающегося их взаимоотношений.

Власть грузинской республики практически не распространялась и не распространяется в настоящее время на Южную Осетию. Она управляется Национальным Советом и Объединенным Комитетом всей Осетии, избранными на шестом съезде. Правда, со стороны Национального Совета Южной Осетии, в силу определенных обстоятельств, были предприняты некоторые попытки поддерживать отношения с правительством Грузии с целью удовлетворения ряда справедливых требований осетинского народа – таких, как получение продовольственного займа на определенный срок или заявка на средства российского казначейства, оставшиеся в Грузии, для строительства шоссейной дороги Цхинвали – Зарамаг и т. д.

Однако правительство Грузии продемонстрировало также и в этом отношении удивительный пример полного пренебрежения правами других наций: ни одна из просьб, адресованных Национальным Советом Осетии, не удовлетворена до настоящего времени.

На протяжении всего времени правления в Южной Осетии Национального Совета, т. е. в течение двух последних лет, население живет в полном порядке и в идеальном спокойствии.

На территории Южной Осетии не было ни одного эксцесса, чего нельзя сказать о других молодых республиках, и в чем нельзя не видеть мудрости управления Национального Совета. Однако имели место несколько конфликтов южных осетин с грузинской красной гвардией (в Цхинвали, Сачхери, Душети), но они были спровоцированы попытками грузинского правительства ввести свои вооруженные силы на территорию Осетии. После этих попыток до настоящего времени грузинские войска не входили более на территорию Осетии.

Несмотря на то, что финансовый механизм не мог быть приведен в порядок в течение этого короткого периода в Южной Осетии, Осетия находит, тем не менее, собственные средства для принятия целого ряда мер, необходимых для удовлетворения потребностей общественной жизни: так, она строит шоссейную дорогу для проезда через горы, что требует огромных расходов и т. д.
Подытоживая изложенное, пожелания осетинского народа выражаются конкретно в следующем:
1) Осетия должна быть единой и политически неделимой.

2) В случае, если российский вопрос на мирной конференции будет решен в пользу восстановления России на федеративных принципах, Осетия, ввиду наличия в ней интеллектуальных и экономических сил и вполне рассчитывая на независимое существование в качестве федеративной единицы, желает войти как таковая в российское государственное образование.

3) Если же Кавказ оставляется одной из стран-союзниц, Осетия желает без посредников войти, также в качестве федеративной единицы, в сферу влияния этой союзной державы.

4) В случае, если союзники найдут необходимым изменить контуры политического объединения народов Кавказа, единая Осетия в силу исторических и экономических условий должна быть включена в северокавказское образование.

5) В ожидании решения судьбы осетинского народа на мирной конференции Осетия, особенно Южная, ввиду исключительности ее положения в существующих политических условиях, считает необходимым, чтобы защитить себя от грузинских посягательств, просить союзные державы взять ее под свое покровительство. Расходы союзных держав, протекторат которых будет установлен, могут быть возмещены разработкой рудных богатств вдоль проектируемой железной дороги, пересекающей горы по территории Осетии: серебро, свинец, медь, висмут, мрамор и т. д. Напоминаем о строительстве этой дороги, проект которой живо обсуждается в технических кругах и которая рассматривается учеными-специалистами как крупнейший транзитный путь через кавказский хребет из Европы в Индию.

6) В случае, если союзники не примут просьбу об установлении протектората, Южная Осетия считает необходимым войти в состав Северокавказской республики и просит в этом случае у союзных держав защитить ее от возможных посягательств Грузии на свободное волеизъявление осетинского народа.

Председатель Национального Совета Южной Осетии Плиев
Секретарь Совета Джиоев
Члены Объединенного Комитета всей Осетии: Макаев, Плиев

Возврат к списку новостей



Работает на «Битрикс: Управление сайтом» © «Битрикс», 2001-2006