Исследовательский центр Charta Caucasica
      Главная / Статьи
Новости
Статьи
Беслан
Краеведение
Хронология
Статистика
Документы
Паноптикум
Юмор и сатира
Фотогалерея
О нас
 

Оксана Антоненко: 4 Things Worth Talking About (Четыре вещи, о которых стоит говорить)

Версия для печати Версия для печати
06.08.2010 

На этой неделе наступает вторая годовщина августовской войны 2008 года, а грузины, абхазы, осетины и русские всё ещё пытаются избавиться от тяжелого наследия того конфликта. С одной стороны, все чувствуется общая усталость, безнадежность и цинизм. Восстановление мира на основе согласованных решений на сегодняшний день представляется очень далекой перспективой, - настолько, что решать эту задачу придется будущим поколениям тех, кто веками жил бок о бок, а сейчас должны будут переживать десятилетия разделения.

И в то же время, вторая годовщина – это самое время для того, чтобы начать долгий процесс примирения, которое должно наступить на всех уровнях между Грузией, Абхазией, Южной Осетией и Россией.

13 марта грузинская телекомпания  Имеди продемонстрировала своим зрителям пугающий сценарий, согласно которому внутригрузинские политические протестные акции перерастают в кризис, спровоцировавший российское военное вмешательство. Эта телепрограмма послужил причиной массовой паники в Грузии, привела к росту напряженности вдоль линии разделения сторон [в конфликтных зонах], и в итоге вызвала серьезное возмущение со стороны Соединённых Штатов, Европейского Союза, а также со стороны отдельных европейских государств, упомянутых в сюжете. И хотя передача ставила своей целью дискредитацию лидеров грузинской оппозиции, посетивших Москву и встретившихся с российскими руководителями, эффект получился обратный. Она явно продемонстрировала простым грузинам – да и международному сообществу – опасность нынешнего состояния отношений между Россией и Грузией. И хотя новая война сегодня маловероятна, взрывоопасное положение, скорее всего, сохранится. Отсюда следует, что уже сейчас необходимо начать серьезнейший диалог, включающий обсуждение вопросов о том, как Россия и Грузия могут мирно сосуществовать в условиях, когда противоречия по поводу статуса Абхазии и Южной Осетии остаются не урегулированными. 

Это будет нелегко. Дипломатические отношения между Москвой и Тбилиси были разорваны в 2008 году. Президент Медведев и премьер-министр Путин говорят о том, что они не будут иметь дела с грузинским руководством пока президент Саакашвили находится у власти. Грузинские официальные лица же требуют вывода российских войск с оккупированных территорий в качестве предварительного условия к любым официальным переговорам.

В Грузии, на многих из тех, кто открыто выступают за диалог, вешают ярлыки врагов или предателей. В России же -  тех, кто хочет вести переговоры с нынешней политической элитой Грузии - критикуют за глупость или наивность. И, несмотря на все это, грузины и русские общаются на многих уровнях. И российские и грузинские официальные лица недавно участвовали в 12-м раунде Женевских дискуссий под председательством ЕС, ООН и ОБСЕ. Эти дискуссии очень важны в качестве единственной официальной площадки для переговоров, хотя Женевские дискуссии продвигаются к практическому результату крайне медленно.

Непрямые контакты российских и грузинских представителей, инициированные заинтересованным участием Армении, а затем продолжившиеся на российско-грузинской границе стали первым значительным прорывом в отношениях между двумя странами: в марте был открыт высокогорный пропускной пункт Верхний Ларс на российско-грузинской границе.

Кроме того, несколько оппозиционеров в обеих странах проявили инициативу в налаживании общественного диалога. С грузинской стороны, бывший премьер-министр Зураб Ногаидели и бывший спикер парламента Нино Бурджанадзе ездили в Москву на встречу с Путиным. С российской стороны, лидер оппозиции Гарри Каспаров ездил в Тбилиси и был принят Саакашвили. Это все было представлено в виде общественных акций, но получило незначительную поддержку со стороны общественности.

Подобные контакты либо слишком ограничены, либо слишком политизированы и вряд ли меняют общего положения дел. Необходим такой постоянный диалог между основными политическими элитами с обеих сторон, в рамках которого возможно было бы приступить к построению доверия и очертить условия для начала самого мирного процесса.

В первую очередь, диалог должен быть направлен на изменение существующей ситуации, когда у каждой из сторон есть дефицит понимания происходящего на другой стороне. В Грузии верят, что Россия может окажаться более уязвимой из-за своих внутренних проблем – в основном это экономика, сепаратизм и терроризм на Северном Кавказе – и из-за изменения политики Вашингтона, в случае, если президент США Обама не сможет получить  значимой выгоды от известной инициативы по «перезагрузке». Эта уязвимость, как считается, подтолкнет Россию к пересмотру своих решений по признанию Абхазии и Южной Осетии.

В России всё еще доминирует точка зрения, согласно которой нынешнее правительство Тбилиси потеряло народную поддержку и может быть смещено в любой момент. Российские эксперты и политики были удивлены степенью общественной поддержки проправительственных сил  в ходе недавних муниципальных выборов в Тбилиси.

Огромное количество мифов и отсутствие общения между двумя сторонами делает практически невозможным предотвращение каких-либо будущих кризисов, либо управление ими. Таким образом, выстраивание мер доверия, которые привели бы к большему пониманию, как друг друга, так и послевоенной обстановки, должно стать главной целью на ближайшие месяцы и годы.

Отправной точкой этого нового переговорного процесса должно стать понимание того, что смена правящих элит в одной из стран в ближайшем будущем маловероятна. Таким образом, этот процесс должен скорее вовлекать нынешнее руководство, нежели исключать его.

Во-вторых, данные переговоры, будучи постоянными и достаточно представительными, должны быть неформальными, гибкими и нацеленными  на перспективу. В них должны участвовать такие представители элит, которые смогли бы  принять эти правила игры, при этом будучи способными конструктивно доводить результат, достигнутый в ходе переговоров, до сведения общественности у себя на родине. Этот диалог не должен подрывать авторитет официальных переговоров или контакты между неправительственными организациями, а скорее наоборот, дополнять и усиливать их.

В-третьих, этот диалог должен выходить за рамки обсуждения послевоенных проблем. Он должен способствовать обмену мнениями по внутренним модернизационным процессам, протекающим в обеих странах, по региональному и глобальному развитию и по общим экономическим интересам.

Наконец, диалог изначально должен быть организован третьей, нейтральной стороной – будь это неправительственная структура или международная организация. Возможно, было бы даже полезным рассмотреть возможнсть такого диалога в более широком многостороннем контексте, вовлекая в него различных участников с Кавказа, из Европы, Черноморского региона, либо представителей иных международных объединений, к которым принадлежат и Россия, и Грузия. Но основной любых многосторонних форматов должно стать достижение результата, когда грузины и русские смогут разговаривать напрямую, без необходимости привлечения третьих сторон.

По идее, такое общение могло бы превратиться в процесс построения доверия и предупреждения опасных просчетов с обеих сторон. Такой грузино-российский диалог мог не означать принятия нового статус-кво, так же как и не демонстрировать провала одной из сторон в достижении своих стратегических целей. Вместо этого, переговоры показали бы населению региона и всего мира, что новая война невозможна, и что мир однажды может воцариться с обеих сторон Кавказа.

Оксана Антоненко – старший сотрудник, руководитель российской и евразийской программы в Международном Институте Стратегических Исследований в Лондоне. На сегодняшний день она является руководителем Грузино-Российского Диалога по решению послевоенных проблем (проект ЕС).

Оригинал статьи здесь:
The Moscow Times



Перевод статьи с английского: Г. Кайтуков (Charta Caucasica)

Возврат к списку новостей




 
04.04.2011  Россия удовлетворена отказом Гаагского суда рассматривать жалобу Грузии
02.03.2010  Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с президентом Республики Северная Осетия-Алания Т.Д.Мамсуровым
24.02.2010  Хаджимба: Нельзя винить одного Саакашвили
04.02.2010  Чиновников Северной Осетии обучат работе в Интернете
01.06.2009  Явка на выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия составила 81,93%. В Парламент прошли три политические партии.
06.02.2009  Грузия попросила у Украины запрещенные мины-ловушки
29.10.2008  ЕС предлагает направить часть донорской помощи Грузии в Южную Осетию
29.10.2008  Начальник ОШ ВС Грузии рассказал о событиях августа
29.10.2008  Для безопасности в Ю.Осетии и Абхазии нужны бригады войск - МИД РФ
29.10.2008  Южная Осетия выплатила Грузии задолженность за газ
© 2006 Исследовательский центр Charta Caucasica
404 — Page Not Found

15.ip-51-83-99.eu

404

Page Not Found

The page you were trying to reach does not exist. Or, maybe it has moved. You can start again from home or go back to the previous page.