Исследовательский центр Charta Caucasica
      Главная / Статьи
Новости
Статьи
Беслан
Краеведение
Хронология
Статистика
Документы
Паноптикум
Юмор и сатира
Фотогалерея
О нас
 

Оксана Антоненко: 4 Things Worth Talking About (Четыре вещи, о которых стоит говорить)

Версия для печати Версия для печати
06.08.2010 

На этой неделе наступает вторая годовщина августовской войны 2008 года, а грузины, абхазы, осетины и русские всё ещё пытаются избавиться от тяжелого наследия того конфликта. С одной стороны, все чувствуется общая усталость, безнадежность и цинизм. Восстановление мира на основе согласованных решений на сегодняшний день представляется очень далекой перспективой, - настолько, что решать эту задачу придется будущим поколениям тех, кто веками жил бок о бок, а сейчас должны будут переживать десятилетия разделения.

И в то же время, вторая годовщина – это самое время для того, чтобы начать долгий процесс примирения, которое должно наступить на всех уровнях между Грузией, Абхазией, Южной Осетией и Россией.

13 марта грузинская телекомпания  Имеди продемонстрировала своим зрителям пугающий сценарий, согласно которому внутригрузинские политические протестные акции перерастают в кризис, спровоцировавший российское военное вмешательство. Эта телепрограмма послужил причиной массовой паники в Грузии, привела к росту напряженности вдоль линии разделения сторон [в конфликтных зонах], и в итоге вызвала серьезное возмущение со стороны Соединённых Штатов, Европейского Союза, а также со стороны отдельных европейских государств, упомянутых в сюжете. И хотя передача ставила своей целью дискредитацию лидеров грузинской оппозиции, посетивших Москву и встретившихся с российскими руководителями, эффект получился обратный. Она явно продемонстрировала простым грузинам – да и международному сообществу – опасность нынешнего состояния отношений между Россией и Грузией. И хотя новая война сегодня маловероятна, взрывоопасное положение, скорее всего, сохранится. Отсюда следует, что уже сейчас необходимо начать серьезнейший диалог, включающий обсуждение вопросов о том, как Россия и Грузия могут мирно сосуществовать в условиях, когда противоречия по поводу статуса Абхазии и Южной Осетии остаются не урегулированными. 

Это будет нелегко. Дипломатические отношения между Москвой и Тбилиси были разорваны в 2008 году. Президент Медведев и премьер-министр Путин говорят о том, что они не будут иметь дела с грузинским руководством пока президент Саакашвили находится у власти. Грузинские официальные лица же требуют вывода российских войск с оккупированных территорий в качестве предварительного условия к любым официальным переговорам.

В Грузии, на многих из тех, кто открыто выступают за диалог, вешают ярлыки врагов или предателей. В России же -  тех, кто хочет вести переговоры с нынешней политической элитой Грузии - критикуют за глупость или наивность. И, несмотря на все это, грузины и русские общаются на многих уровнях. И российские и грузинские официальные лица недавно участвовали в 12-м раунде Женевских дискуссий под председательством ЕС, ООН и ОБСЕ. Эти дискуссии очень важны в качестве единственной официальной площадки для переговоров, хотя Женевские дискуссии продвигаются к практическому результату крайне медленно.

Непрямые контакты российских и грузинских представителей, инициированные заинтересованным участием Армении, а затем продолжившиеся на российско-грузинской границе стали первым значительным прорывом в отношениях между двумя странами: в марте был открыт высокогорный пропускной пункт Верхний Ларс на российско-грузинской границе.

Кроме того, несколько оппозиционеров в обеих странах проявили инициативу в налаживании общественного диалога. С грузинской стороны, бывший премьер-министр Зураб Ногаидели и бывший спикер парламента Нино Бурджанадзе ездили в Москву на встречу с Путиным. С российской стороны, лидер оппозиции Гарри Каспаров ездил в Тбилиси и был принят Саакашвили. Это все было представлено в виде общественных акций, но получило незначительную поддержку со стороны общественности.

Подобные контакты либо слишком ограничены, либо слишком политизированы и вряд ли меняют общего положения дел. Необходим такой постоянный диалог между основными политическими элитами с обеих сторон, в рамках которого возможно было бы приступить к построению доверия и очертить условия для начала самого мирного процесса.

В первую очередь, диалог должен быть направлен на изменение существующей ситуации, когда у каждой из сторон есть дефицит понимания происходящего на другой стороне. В Грузии верят, что Россия может окажаться более уязвимой из-за своих внутренних проблем – в основном это экономика, сепаратизм и терроризм на Северном Кавказе – и из-за изменения политики Вашингтона, в случае, если президент США Обама не сможет получить  значимой выгоды от известной инициативы по «перезагрузке». Эта уязвимость, как считается, подтолкнет Россию к пересмотру своих решений по признанию Абхазии и Южной Осетии.

В России всё еще доминирует точка зрения, согласно которой нынешнее правительство Тбилиси потеряло народную поддержку и может быть смещено в любой момент. Российские эксперты и политики были удивлены степенью общественной поддержки проправительственных сил  в ходе недавних муниципальных выборов в Тбилиси.

Огромное количество мифов и отсутствие общения между двумя сторонами делает практически невозможным предотвращение каких-либо будущих кризисов, либо управление ими. Таким образом, выстраивание мер доверия, которые привели бы к большему пониманию, как друг друга, так и послевоенной обстановки, должно стать главной целью на ближайшие месяцы и годы.

Отправной точкой этого нового переговорного процесса должно стать понимание того, что смена правящих элит в одной из стран в ближайшем будущем маловероятна. Таким образом, этот процесс должен скорее вовлекать нынешнее руководство, нежели исключать его.

Во-вторых, данные переговоры, будучи постоянными и достаточно представительными, должны быть неформальными, гибкими и нацеленными  на перспективу. В них должны участвовать такие представители элит, которые смогли бы  принять эти правила игры, при этом будучи способными конструктивно доводить результат, достигнутый в ходе переговоров, до сведения общественности у себя на родине. Этот диалог не должен подрывать авторитет официальных переговоров или контакты между неправительственными организациями, а скорее наоборот, дополнять и усиливать их.

В-третьих, этот диалог должен выходить за рамки обсуждения послевоенных проблем. Он должен способствовать обмену мнениями по внутренним модернизационным процессам, протекающим в обеих странах, по региональному и глобальному развитию и по общим экономическим интересам.

Наконец, диалог изначально должен быть организован третьей, нейтральной стороной – будь это неправительственная структура или международная организация. Возможно, было бы даже полезным рассмотреть возможнсть такого диалога в более широком многостороннем контексте, вовлекая в него различных участников с Кавказа, из Европы, Черноморского региона, либо представителей иных международных объединений, к которым принадлежат и Россия, и Грузия. Но основной любых многосторонних форматов должно стать достижение результата, когда грузины и русские смогут разговаривать напрямую, без необходимости привлечения третьих сторон.

По идее, такое общение могло бы превратиться в процесс построения доверия и предупреждения опасных просчетов с обеих сторон. Такой грузино-российский диалог мог не означать принятия нового статус-кво, так же как и не демонстрировать провала одной из сторон в достижении своих стратегических целей. Вместо этого, переговоры показали бы населению региона и всего мира, что новая война невозможна, и что мир однажды может воцариться с обеих сторон Кавказа.

Оксана Антоненко – старший сотрудник, руководитель российской и евразийской программы в Международном Институте Стратегических Исследований в Лондоне. На сегодняшний день она является руководителем Грузино-Российского Диалога по решению послевоенных проблем (проект ЕС).

Оригинал статьи здесь:
The Moscow Times



Перевод статьи с английского: Г. Кайтуков (Charta Caucasica)

Возврат к списку новостей




 
04.04.2011  Россия удовлетворена отказом Гаагского суда рассматривать жалобу Грузии
02.03.2010  Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с президентом Республики Северная Осетия-Алания Т.Д.Мамсуровым
24.02.2010  Хаджимба: Нельзя винить одного Саакашвили
04.02.2010  Чиновников Северной Осетии обучат работе в Интернете
01.06.2009  Явка на выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия составила 81,93%. В Парламент прошли три политические партии.
06.02.2009  Грузия попросила у Украины запрещенные мины-ловушки
29.10.2008  ЕС предлагает направить часть донорской помощи Грузии в Южную Осетию
29.10.2008  Южная Осетия выплатила Грузии задолженность за газ
29.10.2008  Для безопасности в Ю.Осетии и Абхазии нужны бригады войск - МИД РФ
29.10.2008  Начальник ОШ ВС Грузии рассказал о событиях августа
© 2006 Исследовательский центр Charta Caucasica