На главную страницу Логотип компании

РЕСПУБЛИКА ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ (краткая справка)


11.08.2008 

Южная Осетия расположена на южных склонах центральной части Большого Кавказа. Территория Южной Осетии составляет 3,9 тыс. квадратных км., а население по переписи 1989 года – 99 тыс. человек. В настоящее время – по разным оценкам – от 50 до 80 тыс. человек. Официальные языки - осетинский, русский.

Столица Южной Осетии – г. Цхинвал. Городское население составляет 51%. В составе Республики 4 района – Джавский, Цхинвальский, Знаурский, Ленингорский.

Глава Государства – Президент. С 2001 г. – Эдуард Джабеевич Кокойты.

Высший законодательный орган – Парламент. Председатель Парламента созыва 1999 г. – Станислав Яковлевич Кочиев. 23 мая 2004 года состоялись выборы в Парламент Республики Южная Осетия, на которых убедительную победу одержала партия "Единство", получив 20 мандатов из 30. Новые руководящие органы парламента будут сформированы в ближайшее время.
Конституция Республики Южная Осетия принята на референдуме 8 апреля 2001 года.

С 1988 г. в Грузии стала проводиться политика, направленная на обеспечение приоритета грузин во всех сферах общественной жизни. Грузинское национальное движение, взявшее курс на выход из СССР и создание национального государства, активно и целенаправленно стало внедрять идеи исключительности грузинской нации, о "коренном" и "некоренных" народах, о "гостях" и "оккупантах". Земля, ее недра объявлялись собственностью только грузин. Активно стал пропагандироваться лозунг "Грузия – для грузин", раздавались призывы к изгнанию или огрузиниванию негрузин, ликвидации автономий, выводу советских "оккупационных" войск и т.д.
В условиях разгара антиосетинской и антиавтономной истерии в Грузии, учитывая правовую незащищенность автономной области, Чрезвычайная 12 сессия Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области 10 ноября 1989г. преобразовала автономную область в автономную республику в составе Грузинской ССР и обратилась в Верховный Совет ГССР с просьбой рассмотреть это решение. Однако Президиум Верховного Совета ГССР 16 ноября 1989 г., не соблюдая даже нормативных формальностей, отверг это решение.

9 декабря 1990 г. были проведены выборы в Верховный Совет Южной Осетии, а через два дня Верховный Совет Грузии по докладу его Председателя З.Гамсахурдиа единогласно принял постановление об упразднении Юго-Осетинской автономной области. Сразу же начались провокации, экономическая, транспортная, информационная блокада, разрушение инфраструктуры автономной области.

6 января 1991 г. в 4 часа утра около шести тысяч человек грузинских милиционеров и переодетых в униформу уголовников, выпущенных из тюрем Грузии, вошли в Цхинвал, заняли все основные объекты жизнеобеспечения. Так началась широкомасштабная военная агрессия против Южной Осетии и осетинского народа, продолжавшаяся более полутора лет.

29 мая 1992 г. сессия Верховного Совета РЮО приняла Акт о независимости Южной Осетии.
Последствия вооруженного конфликта для Южной Осетии были трагическими. В Южной Осетии погибло около 1000 человек, свыше 1700 получили ранения, более 100 пропали без вести, уничтожено 117 осетинских сел и деревень, разрушены целые кварталы в Цхинвале и райцентре Знаур. Огромный ущерб был нанесен экономике республики. Тысячи жителей Южной Осетии стали беженцами и вынужденными переселенцами.

В 1991-1992 гг. – репрессии проводились не только в отношении жителей Южной Осетии, но и осетин во внутренних районах Грузии, где их проживало более 100 тыс. человек. Тысячи осетин подверглись изощренным пыткам и были уничтожены, около 80 тысяч человек ограблены и изгнаны из Грузии.

24 июня 1992 г. в Сочи Президент РФ Б.Ельцин и руководитель Грузии Э.Шеварднадзе подписали Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта. В рамках реализации этого соглашения была учреждена четырехсторонняя (Российская Федерация, Грузия, Северная Осетия, Южная Осетия) Смешанная контрольная комиссия (СКК) по урегулированию конфликта, а 14 июля 1992 г. в зону конфликта были введены трехсторонние (Российская Федерация, Грузия, Северная Осетия) Смешанные силы по поддержанию мира.

Сегодня Республика Южная Осетия является де-факто независимым государством и находится в процессе неурегулированного конфликта с Грузией.

С 1994 года идет переговорный процесс, в котором помимо сторон СКК, в разной степени участвуют также Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Европейская комиссия.
 
Первостепенная важность восстановления экономики в зоне конфликта признается всеми сторонами, как конфликтовавшими, так и способствующими урегулированию конфликта.

Еще 14 сентября 1993 года было подписано первое российско-грузинское межправительственное соглашение об экономическом восстановлении. Стороны исходили из того, что затраты, необходимые для выполнения общего объема работ по экономическому восстановлению пострадавших районов в зоне грузино-осетинского конфликта, составят в соответствии с экспертной оценкой 34,2 млрд. рублей в действующих ценах на 15 июля 1992 года. Грузинская сторона должна была взять на себя две трети указанных затрат, а российская – одну треть. Предполагалось выделение ассигнований в течение 1993-97 гг.

Однако ощутимых результатов в улучшении социально-экономической ситуации в зоне конфликта не удалось добиться. Если российская сторона, хотя и не в полном объеме, но выделяла средства в соответствии с Соглашением от 14 сентября 1993 г., то грузинской стороной обязательства практически не выполнялись. После того, как стало ясно, что срок действия соглашения истек, а оно так и осталось нереализованным, было принято решение о подписании нового соглашения. 23 декабря 2000 года было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и в возвращении беженцев.

Его реализация имела бы важное значение не только для Южной Осетии, но и для развития российско-грузинских отношений в целом. К сожалению, за прошедший период сделано крайне мало – предусмотренные Соглашением межгосударственные программы до сих пор даже не разработаны, не реализуются и другие его положения.

Российская Федерация выразила готовность к практической реализации соглашения от 23 декабря 2000 года, но также необходима встречная готовность грузинской стороны, необходимы ее активные действия.

Тем не менее, российской стороной осуществляются меры по поддержке социально незащищенных слоев населения в зоне конфликта. Оказывается помощь в выплате пенсий, выделяются средства для коммунальных служб. Российское правительство, Северная Осетия, другие регионы России оказывают гуманитарную помощь Южной Осетии.
 
В результате грузино-осетинского конфликта из своих домов было изгнано около 100 тыс. осетин. Опустели целые населенные пункты в Кахетии, Боржомском, Карельском, Горийском районах, огромное число квартир в Тбилиси, Рустави, других городах. За все годы урегулирования практически не было случаев возврата утраченного этими людьми имущества и жилья. Уже несколько лет грузинские официальные лица говорят о необходимости принятия закона о восстановлении пострадавших в их имущественных и жилищных правах. Однако закон так и не был принят.

Экперты "Исследовательского центра CHARTA CAUCASICA"

Возврат к списку новостей



Работает на «Битрикс: Управление сайтом» © «Битрикс», 2001-2006