Исследовательский центр Charta Caucasica
      Главная / Статьи
Новости
Статьи
Беслан
Краеведение
Хронология
Статистика
Документы
Паноптикум
Юмор и сатира
Фотогалерея
О нас
 

Косово, далее со всеми остановками?

Версия для печати Версия для печати
12.02.2007 

Тема Косово не случайно затронута президентом России Владимиром Путиным во время его выступления на конференции в Мюнхене, поскольку  она самым непосредственным образом связана с проблемами безопасности и стабильности не только на Балканах, в Европе, но и актуальна для других регионов мира.

Процесс по определению будущего статуса Косово, по всей вероятности, вступает в завершающую фазу. После представления своих замечаний по поводу предложенного плана  руководством Сербии и Косово весной нынешнего года он поступит в окончательном виде в Совет Безопасности ООН.

Несмотря на все усилия западных держав, сохранить дипломатическую конфиденциальность не удалось. Напомню, что накануне визита спецпредставителя ООН Марти Ахтисаари в Белград и Приштину косовская газета Lajm вышла с четырьмя пустыми полосами. По сообщению редакции газеты ей запретили публикацию текста конфиденциального плана ООН по Косово. И кто бы это мог запретить? Ответ очевиден. Тем не менее, агентство Reuters, ссылаясь на дипломатические источники, опубликовало некоторые детали плана. Так или иначе, произошла утечка. Случайно ли?

Почти синхронно со встречей Ахтиссари с президентом Сербии в Белграде, не дожидаясь завершения консультаций, свою позицию по предложениям спецпредставителя высказали Германия от имени ЕС, глава МИДа Великобритании Маргарет Беккетт, Верховный представитель ЕС по единой внешней политике и безопасности Хавьер Солана - все, естественно, в поддержку плана Ахтисаари. И хотя руководство Сербии отвергло план, а премьер-министр Косово Агим Чеку отметил, что это позитивное предложение, но не во всех аспектах, полагаю, что вектор дальнейшего движения по пути определения статуса Косово вырисовывается предельно ясно.

В представленном плане не упоминается термин «независимость», вместе с тем, в нем есть пункты, сообщает Reuters со ссылкой на дипломатические источники, принятие которых СБ ООН откроют дверь для провозглашения независимости албанским большинством Косово и ее признания отдельными государствами. Об этом же пишет близкая американским официальным кругам The Washington Post в статье «Стремление Косово отделиться от Сербии получает поддержку»: «Спустя почти восемь лет после того, как самолеты НАТО вмешались в жестокий этнический конфликт между сербами и косовскими албанцами..., США и их европейские союзники согласились поддержать отделение Косово от Сербии при сохранении международного контроля.... Данное решение может привести к тому, что уже нынешним летом на юго-востоке Европы будет формально создано новое государство размерами со штат Коннектикут. ...Вступление Косово на путь, который в конечном итоге приведет к полной независимости, означает, что будет перевернута страница истории Балкан, отмеченная войной...»

Вот ведь как все просто получается в восприятии некоторых - перевернули страницу и все. Хотя, казалось бы, очевидны при таком подходе самые серьезные  международно-правовые последствия, не предвидеть которые не только невозможно, но и пагубно.  Не случайно французская Le Figaro в этой связи отмечает, что «вопрос о статусе Косово рискует остаться больной мозолью международных и европейских инстанций».

При таком развитии событий независимость Косово, бесспорно, станет прецедентом, апелляции к которому будут неизбежны, желает того кто-то или нет. О чем неоднократно заявляла российская сторона. Речь в данном случае не только о так называемых «замороженных конфликтах» на постсоветском пространстве. Головная боль будет обеспечена  самому Косово, где оставшееся сербское население в основном сосредоточено на севере края,  поближе к своим, к сербам. Они за восемь лет на собственном опыте убедились, какие гарантии им могут обеспечить международные силы безопасности, не говоря уже о международном гражданском присутствии.

Не случайно нервничают в Македонии. По-новому могут зазвучать проблемы в Боснии и Герцеговине. Проблемы с меньшинствами в Испании, североирландская проблема в Великобритании, проблема курдов в Ираке и Турции, при желании перечень можно продолжить.             

Поэтому когда президент парламентской ассамблеи ОБСЕ г-н Ленмаркер, находясь в Грузии, делает заявление о том, что независимо от того, что думает президент России, прецедент Косово на остальные конфликты не распространяется, что это не только его мнение, но и организации, которую он представляет, т.е. ОБСЕ, так и хочется воскликнуть: свежо предание, да верится с трудом!

В той же Грузии в эти дни вполне официальное лицо - председатель временной комиссии парламента по вопросам восстановления территориальной целостности Шота Малашхия заявил для MediaNews: «Так называемая модель Косово является полностью приемлемой для грузинской стороны, так как в этнической чистке албанского населения мировое сообщество обвинило сербов». И далее, в ставшей уже традиционной для некоторых грузинских политиков манере избирательности в отношении событий и фактов:  «В случае Грузии полная ответственность за преступления против грузинского населения лежит на абхазской и российской сторонах». Запамятал, видимо, г-н Малашхия о том, что грузинская сторона начала боевые действия в Абхазии в 1992 году. И совсем не вспомнил об этнических чистках осетин в Грузии, в результате которых десятки тысяч людей были лишены имущества, стали беженцами, а в Южной Осетии была развязана с благословения  президента Гамсахурдия, затем президента Шеварнадзе бойня. Позже, в 2004 году, их примеру последовал и нынешний президент Грузии демократ Саакашвили.

Господа Ленмаркер и Ко должны уяснить, что, во-первых, существует прецедентное право в международных делах, которое никто не отменял, и, во-вторых, последователи у Косово будут.

Россия менее всего желает нестабильности на своих границах, но ее не могут не беспокоить действия тех, кто сознательно или нет провоцирует нестабильность. Не Россия выступила инициатором двух самых страшных в истории человечества мировых войн, но больше всех от них пострадала. Поэтому ее не может не тревожить далеко не всегда ответственный подход некоторых стран и международных организаций к взятым на себя обязательствам, к существующим международно-правовым актам.

В этом смысле весьма показательна судьба резолюции Совета Безопасности 1244. Можно сколько угодно рассуждать о мире и стабильности, но вне соблюдения договоренностей они не достижимы. Следует признать, что пакет предложений спецпредставителя ООН вступает в противоречие с ключевыми положениями этой резолюции, поскольку в нем полностью отсутствует положение о сербском суверенитете над провинцией Косово.

В преамбуле резолюции 1244 сказано: «...вновь подтверждая приверженность всех государств-членов суверенитету и территориальной целостности Союзной Республики Югославии и других государств региона, выраженную в хельсинском Заключительном акте».

В приложении 2 отмечено: «Для содействия урегулированию кризиса в Косово следует достичь соглашения на основе следующих принципов:

пункт 5:

- ...население Косово сможет иметь существенную автономию в рамках Союзной Республики Югославии...

пункт 8:

- ...политический процесс в направлении достижения временного политического рамочного соглашения, предусматривающего существенное самоуправление для Косово, при всестороннем учете соглашений, заключенных в Рамбуйе, и принципов суверенитета и территориальной целостности Союзной Республики Югославии...

Сформулировано достаточно ясно. Между тем, заместитель госсекретаря США по странам Европы и Евразии Дэн Фрид в интервью, распространенном советом по международным отношениям в Вашингтоне, отметив, что администрация президента США Джорджа Буша поддерживает план урегулирования проблемы Косово, подготовленный спецпредставителем ООН Ахтисаари, заявил, что Косово - уникальная ситуация, что СБ ООН санкционировал существование Косово «под управлением ООН, а не Сербии» (!?), и что согласно резолюции СБ ООН номер 1244, «окончательный статус Косово будет решен на основе переговоров». И далее подчеркнул, что это неприменимо ни к Абхазии, ни к Южной Осетии, ни к Чечне, ни к любому другому сепаратистскому конфликту в Европе. А интересно, как будет обстоять дело с конфликтами в других регионах мира? Оригинальная трактовка, неправда ли?

Впрочем, пора бы перестать удивляться. Резолюция 1244 была нарушена уже летом прошлого года, когда Черногория не просто с молчаливого согласия, а с активной подачи некоторых международных акторов вышла из Союзной Югославии, которая, тем самым, перестала существовать. В таком случае продуктивнее для России взять пример с американских и европейских коллег по продвижению своих интересов. И когда вопрос о статусе Косово будет вынесен на Совбез ООН, следует крепко подумать: воспользоваться нам правом вето или нет.

В 1999 году Б.Н.Ельцын был очень уверен, что не допустит военного вмешательства в дела Югославии, и даже жестко по этому поводу высказывался. Не заметили. И ООН проигнорировали. И разворот Примакова над Атлантикой не помог. Когда Россия проголосовала за резолюцию 1244, она стремилась в первую очередь остановить дальнейшие боевые действия, остановить войну. Но вместе с тем, не воспользовавшись своим правом вето, она фактически легитимировала действия НАТО в Югославии, предпринятые, как известно в обход ООН.

Увы, ситуация не нова. Сошлюсь на Стивена Коэна, который в интервью для Washington Profile напоминает: «В 1990-1991 годы, когда Буш-старший попросил Горбачева разрешить вступление воссоединенной Германии в НАТО, и Горбачев согласился, Буш пообещал Горбачеву и России, что «НАТО не двинется ни на дюйм на Восток».... Несмотря на американскую клятву, Клинтон все-таки начал расширять НАТО на Восток, и этот процесс продолжается сегодня».

Сегодня почти нет сомнений в том, что в нынешнем своем состоянии, даже после победы на выборах партии Шешеля, Сербию могут вынудить согласиться с предложениями Ахтисаари, посулив ей ускоренную евроинтеграцию. И что же в итоге? Косовары могут получить независимость. Униженным сербам подсластят их бытие вступлением в ЕС. Марти Ахтисаари вручат в конце концов Нобелевскую премию мира.  Британцы, может быть, реализуют свой давнишний интерес к Балканам. США - как минимум, еще одну территорию для потенциального развертывания систем ПРО.

Но станет ли мир стабильнее? И что получит Россия?

А НАТО, между тем, продолжает двигаться все дальше на Восток.

РИА Новости

Возврат к списку новостей




 
04.04.2011  Россия удовлетворена отказом Гаагского суда рассматривать жалобу Грузии
02.03.2010  Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с президентом Республики Северная Осетия-Алания Т.Д.Мамсуровым
24.02.2010  Хаджимба: Нельзя винить одного Саакашвили
04.02.2010  Чиновников Северной Осетии обучат работе в Интернете
01.06.2009  Явка на выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия составила 81,93%. В Парламент прошли три политические партии.
06.02.2009  Грузия попросила у Украины запрещенные мины-ловушки
29.10.2008  ЕС предлагает направить часть донорской помощи Грузии в Южную Осетию
29.10.2008  Начальник ОШ ВС Грузии рассказал о событиях августа
29.10.2008  Для безопасности в Ю.Осетии и Абхазии нужны бригады войск - МИД РФ
29.10.2008  Южная Осетия выплатила Грузии задолженность за газ
© 2006 Исследовательский центр Charta Caucasica