На главную страницу Логотип компании

Выборы в Национальное собрание Армении (справка)


08.05.2007 

8 апреля 2007 года в Республике Армения началась предвыборная кампания кандидатов в депутаты Национального собрания, которая продлиться до 10 мая 2007 года. Срок регистрации кандидатов в депутаты Национального Собрания был установлен по 7 апреля 2007 года.
По данным на 4 апреля 2007 года Центризбиркомом республики зарегистрировано 24 партии и один политический блок. Напомним, что выборы в парламент республики состоятся 12 мая с 08.00 до 20.00 по местному времени.

Справка:

В предвыборной борьбе примут участие следующие политические силы: Национально- демократическая партия, партия "Национальное согласие", "Национальное единение", "Процветающая Армения", "Дашинк", "Наследие", "Демократического пути", Прогрессивная партия Армении, Демократическая партия Армении, Молодежная партия Армении, Народная партия Армении, Коммунистическая партия Армении, Республиканская партия Армении, Марксистская партия Армении, Армянская Революционная Федерация (Дашнакцутюн), Армянское общенациональное движение, Народная партия, "Республика", Объединенная трудовая партия, Объединенная либеральная национальная партия, "Новые времена", Социал-демократическая партия Гнчакян, Партия Христианско-народного возрождения", "Оринац Еркир", а также блок "Импичмент".

По мажоритарной избирательной системе будут баллотироваться - 133 кандидата против 174 представивших заявки на участие, а по пропорциональным спискам 24 партии и 1 блок - 1280 кандидатов в депутаты. При этом партиям выделено в парламенте 90 мест, а кандидатам от округов - 41 место.

На данный момент известно, что за ходом предвыборной кампании будут наблюдать международные миссии от ОБСЕ, Совета Европы, а также СНГ.

Согласно избирательному кодексу Армении бесплатный эфир будет предоставлен всем политическим силам, участвующим в предвыборной гонке, на весь период кампании обеспечивается час эфирного времени для каждой партии или объединения.

Между тем установленные телевизионными каналами платные тарифы колеблются в эквиваленте от 168 до 364 долларов США за минуту эфирного времени.

По наблюдениям экспертов, отдельные партии и объединения, обладающие необходимым ресурсом, начали осуществлять агитационные мероприятия задолго до официального начала предвыборной кампании.

Основной особенностью данных выборов является тот факт, что относительно их результатов можно будет судить о потенциальном претенденте на пост Президента Армении, срок полномочий которого подходит к концу.

В виду изменений внесенных посредством референдума в конституцию страны в 2005 году, парламентское большинство получило возможность избирать лидера одержавшей победу партии на пост премьер-министра страны, разумеется, по представлению президента. По конституции, нынешний глава государства Роберт Кочарян не может баллотироваться на третий срок. Большинство обозревателей сходятся во мнении, что наиболее вероятным кандидатом в преемники является 53-летний Серж Саркисян. Его кандидатура во многом устроит и Россию, и Запад, этот фактор, в свою очередь, становится гарантом стабильности политической ситуации во время проведения выборов в парламент, а также в президенты страны.

Армянские политтехнологи, рассчитывают укрепить политический курс ныне действующего руководства, при этом успех может гарантировать тот факт, что политические технологии, используемые Ереваном во многом коррелируются с кремлевскими, которые успешно применялись во время выборов в Государственную Думу Российской Федерации в 2004 году.

На данный момент наибольшую тревогу, по мнению многих экспертов и аналитиков, вызывают предстоящие выборы президента, во время которых вероятность обострения политической ситуации возрастает. Однако говорить о возможности осуществления в стране попытки государственного переворота в виде «оранжевой революции», характерной для новейшей истории ближнего зарубежья, на данный момент не приходится, вследствие отсутствия предпосылок для этого в общественно-политической и социально-экономической сферах жизни республики.

Идеальные условия для осуществления революции, появляются в период кризиса политической системы, обуславливающего социально-экономическую нестабильность в государстве. При этом ресурсы оппозиции сосредотачиваются на работе через СМИ, СМК, активно используются институты гражданского общества, политические партии и объединения, а также ресурс НКО и НПО, яркий пример - дореволюционная Грузия.

При этом реалии политической жизни современной Армении свидетельствуют в пользу того, что наибольшее количество необходимых для ведения политической борьбы ресурсов, в частности, информационных и финансовых, сосредоточенно именно у действующей власти, в руках Республиканской партии, возглавляемой председателем правительства республики. По сути, республиканцы представляют собой аналогичную российской «Единой России» политическую силу, в рядах которой состоит большинство членов правительства, а также представителей региональных и центральных властных структур. Шесть министров, а также треть руководителей органов местного самоуправления являются членами Республиканской Партии Армении, в парламенте РПА имеет 44 мандата. Таким образом, помимо необходимого для проведения успешной предвыборной кампании, финансового и информационного потенциала, партия также обладает и солидным административным ресурсом, что соответственно увеличивает ее потенциал и конкурентоспособность.

На данный момент высокие показатели экономического роста становятся веским аргументом в пользу выигрыша проправительственных объединений на выборах. Однако разрыв между социальными слоями остается ощутимым, вследствие чего действующая власть попыталась создать альтернативу республиканцам – «Процветающую Армению», которая преимущественно отражает интересы недовольных слоев населения, в частности это люди среднего достатка, а также представители интеллигенции. По прогнозам экспертов, основная борьба во время выборов может развернуться именно между этими партиями, однако в перспективе, после окончания выборов с большой долей вероятности можно прогнозировать слияние «Республиканской Партии Армении» с «Процветающей Арменией» в единую, достаточно мощную фракцию в парламенте страны.

Помимо этого властями был создан ряд менее крупных политических партий, которые фактически перетягивают оппозиционно настроенный к действующей власти электорат на сторону провластных политических объединений и существенно снижают шансы разрозненной оппозиции на успех. Целевой аудиторией в данном случае выступают малоимущие слои населения, в отношении которых зачастую применяются как меры репрессивного, так и поощрительного характера.

В отличие от РПА, существующей с 1991 года, "Процветающая Армения" появилась лишь год с небольшим назад, однако уже успела привлечь в свои ряды свыше 300 тысяч человек, (по мнению экспертов, численность сторонников партии несколько завышена). Ее возглавляет президент концерна "Малти Груп" Гагик Царукян, который является депутатом парламента и главой Национального олимпийского комитета. РПА и ПА рассчитывают получить на выборах не менее 25-30% голосов по пропорциональным спискам и приблизительно столько же по одномандатным округам.

Интерес с точки зрения формирования будущего состава Национального Собрания Армении, также представляют следующие политические партии и объединения: Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн". Кроме того, шанс преодолеть пятипроцентный рубеж есть у "Национального единения" (лидер Арташес Гегамян), "Оринац еркир" ("Страны права") во главе с бывшим спикером Артуром Багдасаряном и "Объединенной трудовой партии" Гургена Арсеняна. Однако, в любом случае, эти партии не будут играть ведущей роли в парламенте.

По данным «Центра регионального развития Транспаренси Интернэшнл — Ереван», указывалось что ранее, в ходе парламентских выборов в Армении 2003 года 75 % избирателей предлагались денежные суммы для того, чтобы они проголосовали за определенную партию или кандидата. Однако, по оценкам лидера «Демократической Партии Армении» А.Саркисяна, процент «продажного» электората не так высок и составляет порядка 10-15%.

Многие представители оппозиционных кругов также утверждают о том, что в предвыборной гонке действующие власти активно используют благотворительность, как поощрительную меру в отношении потенциального электората, при этом стоит отметить, что ответственность за данные действия в законодательстве республики не предусмотрена. По мнению оппозиционеров с наибольшим размахом в этом отношении работает лидер «Процветающей Армении» Гагик Царукян, представитель олигархии, имеющий непосредственное отношение к организациям, работающим в этой сфере. В частности, производится бесплатная раздача фермерам семян и картофеля для посадки, жителям регионов предоставляется бесплатное медицинское обслуживание, студентам университета обеспечивается бесплатный проезд в Ереван на автобусе. По имеющимся сообщениям, Республиканская партия и оппозиционная Народная партия также занимаются различного рода благотворительностью.

Справка:
Гагик Царукян
Лидер партии «Процветающая Армения» Родился 25 ноября 1956 г. в с. Ариндж Абовянского района.

В 1989 г. окончил Армянский государственный институт физкультуры. Чемпион мира (1996) и Европы (1998) по армреслингу. Вице-президент Нацио¬нального олимпийского комитета Армении. Награжден орденом “Св. Григор Лу¬саворич” (2002) и медалью “Мовсес Хоренаци” (2003).

В 1989-1990 гг. был главным инженером тепличного хозяйства Ереванского зоотехническо-зооветеринарного института, в 1990-1992 гг. исполнительный директор компании “Армения”.

С 1992 г. развернул фермерскую и предприни¬мательскую деятельность: создал животноводческий комплекс и предприятие по производству молочных продуктов (Абовянский регион, с. Ариндж).

С 1995 г. председатель многопрофильного концерна “Мульти Групп”, состоящего из ряда предприятий (в 1996 г. Абовянский пивзавод “Котайк”, в 1997 г. Абовянский завод измерительных приборов, Ереванская фармацевтическая фирма, в 1997-1998 гг. сеть мебельных магазинов “МЕК”, в 1998 г. АО “Авиасервис”, предприятие “Авиапитание” аэропорта “Звартноц”, в 1999-2002 гг. сеть бензогазозаправочных станций “Мульти Леон”, в 2002 г. компания “Мульти Стоун ” по промышленной обработке камня, комбинат “Арарат” по производству коньяка, вина и водки, в 2003 г. – Араратский цементный завод).

25 мая 2003 г. избран депутатом НС от избирательного округа N 42. Член Постоянной комиссии по обороне, национальной безопасности и внутренним де¬лам НС.

Женат, имеет пятерых детей.

Непримиримая оппозиция в Армении на данный момент представляет собой ряд разрозненных политических объединений, таких как «Народная Партия Армении» (лидер Степан Демирчян), «Страна законности» (лидер Артур Багдасарян) и др., которым не удалось выработать единую концепцию сотрудничества и создать коалиционный блок в преддверие парламентских выборов. Более того, для «непримиримых» наиболее значимой задачей на момент проведения выборов станет преодоление 5-ти процентного барьера. Дезинтеграционные процессы среди данной группы оппозиционеров могут привести к полному политическому краху радикальной оппозиции в стране без применения в их отношении репрессивных механизмов.


Артур Багдасарян
Лидер Партии ''Страна Законности'' Фракция "Оринац Еркир" ("Страна Законности")

Родился 8 ноября 1968 г. в г. Ереван.

В 1985 году окончил Ереванскую среднюю школу имени Х. Абовяна.

В 1985 году поступил и в 1992 году окончил Юридический факультет Ереванского государственного университета.

В 1988 - 1989 гг. служил в армии.

В 1989-1993 гг. работал в редакции газеты "Авангард" корреспондентом, заведующим отделом, заместителем редактора.

В ноябре 1993 года избран заместителем председателя Исполкома Шенгавитского райсовета города Еревана.

В 1994-1997 гг. учился и с отличием окончил Академию государственной службы при Президенте РФ.

В 1995 году защитил кандидатскую диссертацию, получив ученую степень кандидата юридических наук.

5 июля 1995 года избран депутатом Национального Собрания Республики Армения первого созыва по Шенгавитскому избирательному округу № 5.

В сентябре 1995 года избран председателем Союза юристов и политологов Армении.

В 1997 году в Москве защитил докторскую диссертацию, получив ученую степень доктора юридических наук.

В марте 1998 года избран председателем Постоянной комиссии по государственно-правовым вопросам Национального Собрания Республики Армения.

В июне 1998 года избран Председателем партии "Оринац Еркир".

30 мая 1999 года избран депутатом Национального Собрания Республики Армения второго созыва по Шенгавитскому избирательному округу № 21, в сентябре 1999 года - руководителем фракции "Оринац Еркир" Национального Собрания.

В 2000 году избран Председателем совета попечителей Французского университета Армении, а в 2002 году - Европейской региональной академии на Кавказе.

В 2001-2003 гг. был членом Постоянной комиссии по внешним сношениям Национального Собрания Республики Армения.

25 мая 2003 года избран депутатом Национального Собрания Республики Армения третьего созыва. С 12 июня 2003 г. по 29 мая 2006 г. был Председателем Национального Собрания Республики Армения.

Автор ряда научных монографий, более 100 научных и публицистических статей.

Женат, имеет двоих детей.


Степан Демирчян
Лидер Народной Партии Армении (НПА) Фракция "Ардарутюн" ("Справедливость") (руководитель)

Родился 7 июня 1959 г. в г. Ереван.

В 1981 г. окончил Ереванский политехнический институт. Инженер-электрик. Кандидат технических наук.

В 1981-1986 гг. работал мастером, старшим мастером, контролером-испы-тателем, начальником станции, заместителем начальника, начальником сборочного цеха ПО “Армэлектродвигатель” Министерства электротехнической промышленности.

В 1984-1986 гг. заместитель главного инженера ПО “Армэлектродвигатель”.

В 1986-1988 гг. был главным инженером, и.о. директора строящегося завода программируемых командоаппаратов Министерства при¬боростроения, средств автоматизации и систем управления СССР, в 1988-2003 гг. генеральный директор ПО “Марс”.

В 2003 г. был кандидатом в президенты РА.

25 мая 2003 г. избран депутатом НС по пропорциональному избирательному списку блока “Справедливость”. Руководитель фракции “Справедливость”. Председатель НПА.
Женат, имеет троих детей.

При этом не стоит забывать о том, что для Москвы Армения остается единственным государством Закавказского региона, ориентированным на стратегическое сотрудничество с Россией и на территории которого размещены военные объекты Минобороны РФ. Пристальное внимание со стороны Кремля к процессам, происходящим на внутриполитической арене Армении, выражается в серии визитов в страну таких высокопоставленных российских чиновников, как Министра иностранных дел РФ Лаврова, а также главы оборонного ведомства Иванова на кануне выборов.
Важность данных визитов для Армении обусловлена и тем, что Россия, таким образом, обозначает свою позицию в отношении проблем локальной и глобальной значимости.

Наиболее приоритетными темами для обсуждения между Москвой и Ереваном, по мнению экспертов, являются вопросы сотрудничества в области безопасности, транспортных коммуникаций, сферы энергетики, а также вопроса мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

Между тем правительство США продолжает налаживать активное сотрудничество с Ереваном в сфере совершенствования избирательных процедур и систем. Об этом, в частности упоминалось в презентованном накануне в Вашингтоне докладе Государственного департамента "Поддержка США прав человека и демократии в мире".

Основной акцент в документе ставится на развитии демократических институтов и процессов, независимых СМИ, свободу собраний и гражданского общества, верховенстве закона, а также обеспечении прав и свобод человека, осуществлении конкретных мер по борьбе с трафикингом (похищением людей). Финансирование госдепартаментом данных направлений осуществляется в рамках программы «Вызовы Тысячелетия», напомним, что ранее Армении было выделено для ее реализации около 236 млн. долларов США, однако дальнейшее финансирование из Вашингтона будет зависеть от степени развития демократии в стране.


Справка:
Согласно докладу, правительство США продолжило 3-летнюю стратегию продвижения демократии, направленную на усиление возможностей избирательной администрации, включая составление точных избирательных списков, обеспечение информированности общества и обучение избирателей, развитие демократической политической культуры, создание возможностей для опросов общественного мнения, повышение возможностей избирательного мониторинга, а также усиление политических партий и освещение выборов посредством независимых СМИ.

В докладе также отмечается, что Конституционный референдум 2005 года, а также парламентские и президентские выборы в Армении в 2003 году сопровождались серьезными нарушениями и не соответствовали международным стандартам. Указывается о применении властями страны ограничений на свободу прессы и собраний, а также наличии фактов незаконных арестов и задержаний, с последующим применением пыток в отношении задержанных лиц.

При этом в документе указано, что со вступлением в силу конституционных поправок судебная система Армении приобрела некоторую независимость, несмотря на сохраняющуюся коррумпированность и политическое давление.

Среди существующих в Армении проблем в докладе указываются также такой аспект, как насилие над женщинами, семейное насилие, трафикинг, дискриминация людей с физическими недостатками.

Доклад госдепа "Поддержка США прав человека и демократии в мире", посвященный усилиям США по продвижению прав человека и демократии в мире, был представлен 9 апреля в Вашингтоне. На развитие демократии в мире в 2006 году США израсходовали $1,2 млрд. долларов США, значительная часть из которых была направлена в страны постсоветского пространства.
Доклад на 262 страницах, по мнению экспертов и аналитиков, довольно подробно раскрывает механизмы экспорта демократии в страны, признанные Госдепом «нуждающимися» в «корректировке политического курса».

Средства также вкладывались в развитие российских некоммерческих организаций, поддержку оппозиционных политиков, политических партий в Белоруссии и наблюдение за выборами на Украине.

В частности в России США организовывали учебу для политических партий, обучали представителей СМИ, как освещать политические проблемы, а также вели просветительскую работу среди избирателей.

При поддержке со стороны США в России неправительственные организации продолжали осуществлять мониторинг работы депутатов в региональных законодательных органах, поддерживая взаимные контакты между избирательными округами и избранными от них официальными лицами, – говорится в докладе. При поддержке США 16 деловых коалиций объединили более 170 ассоциаций по всей стране. Эти группы добились, по меньшей мере, в 30 случаях законодательных изменений в различных регионах страны.

Опубликованный доклад вызвал недовольство со стороны некоторых значимых политических деятелей Армении, в частности спикер парламента Армении Тигран Торосян назвал формулировки, использованные в докладе, «неприемлемыми и грубыми».

Помимо Армении к разряду государств, страдающих, по оценке США, недостатком демократии также были отнесены Россия, Азербайджан и Белоруссия. При этом союзные США Грузия и Украина позиционируются как страны имеющие политические проблемы, но твердо стоящие на пути демократии.

МИД России, в свою очередь, также выразил недовольство опубликованным документом, в частности, Михаил Камынин заявил о том, что документ носит необъективный характер и является по своей сути политизированным и конфронтационным.

Комплиментарная политика проводимая властями Республики Армения выражается в стремлении использования противоречий между зарубежными государствами в своих интересах.

На данный момент наблюдается укрепление армяно-китайских связей, которые обусловлены в большей степени взаимной поддержкой в вопросах касающихся территориальных проблем. Напомним, что позиция Армении в отношении тайванского вопроса остается принципиальной, Ереван признает территориальную целостность Китая, считая Тайвань неотъемлемой его частью, однако в свою очередь, рассчитывая на поддержку Пекина, в вопросе урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе.

Армения активно сотрудничает с Китаем в рамках ООН и международных организаций, в течение 15-ти лет было подписано около 50 межгосударственных и межправительственных соглашений, открывающих в свою очередь, широкие возможности и перспективы для дальнейшего конструктивного сотрудничества в области экономики, культуры, образования, спорта, науки и техники, сельского хозяйства и др.

Марат Бекоев,
эксперт Исследовательского Центра CHARTA CAUCASICA

Возврат к списку новостей



Работает на «Битрикс: Управление сайтом» © «Битрикс», 2001-2006