Исследовательский центр Charta Caucasica
      Главная / Статьи
Новости
Статьи
Беслан
Краеведение
Хронология
Статистика
Документы
Паноптикум
Юмор и сатира
Фотогалерея
О нас
 

Грузия и Осетия на пороге "окончательного решения"

Версия для печати Версия для печати
04.10.2006 

Будет ли грузино-осетинский конфликт окончательно «разморожен»? Сегодня этот вопрос интенсивно обсуждается в Южной и Северной Осетии. В обеих республиках не бывает ни одного застолья, где не говорят о перспективах новой войны. При этом предчувствие войны намного хуже «разморозки» конфликта. Именно оно создает идеальную психологическую основу для эскалации боевых действий. Побывав недавно во Владикавказе, автор этих строк не раз слышал: «Уж лучше бы они в Тбилиси не томили и начинали скорее». И это разговоры не представителей элиты при чинах и погонах, а «рядовых граждан», которые прекрасно понимают, что новая война не будет просто военным противоборством Тбилиси и «цхинвальских сепаратистов» (как именуют лидеров Южной Осетии в грузинской столице).

Они прекрасно помнят, что в начале 1990-х гг. конфликт между Тбилиси и Цхинвали стал причиной для этнических чисток и погромов осетин, проживающих за пределами упраздненной Юго-Осетинской Автономии. Из более, чем 100 тыс. грузинских осетин в сегодняшней Грузии осталось всего лишь 30 тыс. человек (эту цифру многие считают завышенной). Жесткая риторика Тбилиси, обращенная против «криминального режима Кокойты», воспринимается как антиосетинская. И никак иначе.

Нескольких дней пребывания в Северной Осетии, на территории приема беженцев из Южной Осетии и внутренней Грузии, достаточно, чтобы зафиксировать этот важный социологический факт. Антисепаратисткие декларации Михаила Саакашвили, который в отличие от Звиада Гамсахурдиа клянется, что не воюет с осетинским народом, а лишь с вождями сепаратистов, воспринимаются как продолжение политики по созданию грузинского этнократического государства.

Слишком свежи в памяти погромы в Боржоми, Панкиси, Бакуриани, Гори, Тбилиси. Помнят здесь и то, что «фирменным стилем» осетинской политики Саакашвили стала «кавалерийская атака» на Цхинвали, предпринятая летом 2004 года. Отсюда и стремление многих осетин к тому, чтобы раз и навсегда покончить с неопределенностью. Такой подход, хотя и не со свойственным простым людям радикализмом, разделяют и представители осетинских элит. «Развиваться в нынешних условиях при нынешней политике Тбилиси невозможно. Поэтому необходимо «окончательное решение», в одну или в другую сторону», — тезис, озвученный представителем юго-осетинской элиты, как нельзя лучше характеризует и массовые, и элитарные умонастроения «разделенного народа».

Одной из попыток окончательно самоопределиться станет референдум в Южной Осетии, намеченный на 12 ноября 2006 года о независимости этого de facto государственного образования. По тому напору, с которым Грузия осуждает действия «агрессивных осетинских сепаратистов», видно, что в отличие от реакции официального Кишинева не тираспольский плебисцит Тбилиси не будет действовать по отношению к Цхинвали молдавскими методами — обвинениями и ритуальными осуждениями. Сегодня многие представители северо- и юго-осетинской элиты обращают внимание на частую ротацию грузинского миротворческого контингента в зоне конфликта. В зоне грузино-осетинского конфликта согласно Дагомысским соглашениям 1992 г. действуют не только российские миротворцы, но и грузинские, хотя представители Тбилиси об этом никогда не говорят с высоких трибун: грузинский контингент занят не столько выполнением миротворческой миссии, сколько подготовкой грузинских военных к будущей военной операции против «агрессивных сепаратистов».

Солдаты и офицеры грузинской армии, проходя краткосрочную службу в миротворческом контингенте, знакомятся с рельефом местности, узнают сведения о состоянии осетинских сил, а также о боеготовности российских миротворцев. После прохождения своеобразного курса «молодого бойца» контингент меняется, а в результате создается подготовленный резерв на случай возможного применения военной силы против Южной Осетии. Меж тем, по мнению некоторых осетинских представителей аппарата Смешенной Контрольной Комиссии (СКК), на сегодняшний день взаимная озлобленность конфликтующих сторон намного больше по сравнению с ситуацией двухлетней давности. Что следует из анализа динамики провокаций последних месяцев. В отличие от 2004 г., провокационные действия Грузии в последние месяцы не содержат больше театральности и демонстрационного характера.

Станет ли предчувствие войны реальностью, зависит в первую очередь от интерпретации Грузии внешних по отношению к конфликту событий. На недавней конференции «Абхазия в контексте безопасности и развития региона» прозвучала интересная аргументация позиции Грузии, озвученная сотрудником грузинского Фонда международных и стратегических исследований, влиятельного тбилисского «think-tank», консультирующего правительство страны и администрацию президента: Грузия может предложить России политический размен, по которому Москва откажется от поддержки Абхазии и Южной Осетии, а Тбилиси в этом случае не будет предоставлять территорию страны под авиабазы НАТО и для размещения ядерного оружия гипотетических союзников Грузии по Альянсу.

Данная идея, озвученная представителем влиятельного «мозгового треста», очень напоминает старый анекдот о женитьбе цыгана на принцессе. Цыган готов, дело осталось за малым — узнать мнение принцессы. Однако если отбросить первые эмоциональные впечатления от знакомства с идеей «политического размена» между Грузией и Россией, станет очевидна та эйфория, которая захлестнула Грузию, включая и серьезные аналитические структуры, в связи с переходом НАТО к «интенсивному диалогу» с Тбилиси. Фактическое повышение уровня Грузии для ее вступления в Альянс воспринимается в Тбилиси как «руководство к действию», как некий «карт-бланш» со стороны Запада. Именно после решения МИД натовских государств начать «интенсивный диалог» Михаил Саакашвили позволил себе с трибуны ООН говорить о «бандитской» оккупации Россией Южной Осетии и Абхазии.

Незадолго до начала «интенсивного диалога» Грузию посетили сенаторы Джон Маккейн и Ричард Лугар, которые дали высочайшие оценки «демократическим преобразованиям» Саакашвили. Грузия получила высокие баллы Всемирного банка в рамках исследования Doing bussiness. Тбилиси ходит в отличниках по всем параметрам — и по части демократии, и по части экономического либерализма, и по части реформ. То, что это всего лишь авансы для страны третьего мира, в Грузии никто не принимает всерьез. Не принимают всерьез и того, что мнение Маккейна и Лугара — это еще не позиция Белого Дома и Госдепартамента.

Не видят там и очевидного сходства нынешней политики «демократического интернационализма» с пресловутоым «коммунистическим интернационализмом». Также делал в 1970-1980-е гг. СССР, когда раздавал высокие оценки странам, «идущим по социалистическому пути». В числе «передовиков» тогда были Никарагуа и Афганистан, Ангола и Мозамбик (а какое-то время и Центральноафриканская республика во главе с президентом-людоедом). Сегодня в рамках проекта «демократического интернационала» США и их союзники раздают высшие баллы идущим по демократическому пути странам третьего мира. Цель в этих рейтингах одна — удержать эти страны на верном пути, дабы они окончательно не деградировали и не превратились в базы для «мирового терроризма».

Но в Тбилиси, похоже, действительно поверили в свою демократичность и «продвинутость». И воспринимают присвоенные высокие оценки, как возможность решить проблемы Абхазии и Южной Осетии в свою пользу, игнорируя интересы Москвы. Что явно не вполне либерально и не совсем демократично. Но чего не сделаешь для низвержения «прокоммунистических диктатур» в Цхинвали и в Сухуми. Однако в Тбилиси не учитывают, что когда спектакль закончится, и начнется жизнь, ситуация может сильно изменится не в их пользу. Так уже было в 1921 г, когда Британия и Лига наций обещали Грузии свое покровительство, но как только на границах республики появилась Красная Армия, вся «грузинофилия» развеялась в одночасье. Отметим, речь шла о появлении армии формально еще непризнанного советского государства, можно сказать, страны-изгоя. Однако и тогда желающих воевать с «русским медведем» не нашлось. По крайней мере, на Кавказе и из-за Грузии.

Предположим, что Грузия воспользуется «интенсивным диалогом» и начнет войну в Южной Осетии. Поводов для этого сколько угодно. Например, референдум «агрессивных сепаратистов». В этом случае — особенно по мере роста грузинского наступления — Россия может признать Южную Осетию, заключив с ней военный союз. В этом случае НАТО должно будет начать защищать Грузию от «имперского натиска» России. В случае вступления Грузии в НАТО ее «покров» будет гарантировать пятая статья Вашингтонского Договора: агрессия против одного из членов НАТО воспринимается как агрессия против всего Альянса. Но будут ли страны НАТО воевать с Россией? Даже на ливанскую миротворческую операцию европейские государства не могли наскрести несколько тысяч человек, а для операции в Афганистане выделяли связистов и поваров.

Не будет воевать с Россией и США. По крайней мере, из-за Грузии никакой войны не будет. Не тот масштаб! А значит, чем ближе Грузия к НАТО, тем она ближе к военной авантюре и к военному поражению. Ни НАТО, ни США не спасут грузинскую государственность от этнонационализма, пренебрежительного отношения к собственным гражданам негрузинской национальности, и от стремления приписать собственные провалы соседям. Вера в западную поддержку, нежелание учитывать политические реалии и игнорирование позиций России, могут привести Грузию к очередному провалу. Тем паче, что и в Южной, и в Северной Осетии многие ждут «окончательного решения». Или «начала конца» Грузии в ее нынешнем виде…

Сергей Маркедонов — заведующий. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа


Prognosis.ru

Возврат к списку новостей




 
04.04.2011  Россия удовлетворена отказом Гаагского суда рассматривать жалобу Грузии
02.03.2010  Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с президентом Республики Северная Осетия-Алания Т.Д.Мамсуровым
24.02.2010  Хаджимба: Нельзя винить одного Саакашвили
04.02.2010  Чиновников Северной Осетии обучат работе в Интернете
01.06.2009  Явка на выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия составила 81,93%. В Парламент прошли три политические партии.
06.02.2009  Грузия попросила у Украины запрещенные мины-ловушки
29.10.2008  ЕС предлагает направить часть донорской помощи Грузии в Южную Осетию
29.10.2008  Начальник ОШ ВС Грузии рассказал о событиях августа
29.10.2008  Для безопасности в Ю.Осетии и Абхазии нужны бригады войск - МИД РФ
29.10.2008  Южная Осетия выплатила Грузии задолженность за газ
© 2006 Исследовательский центр Charta Caucasica